Меню
Общение
Статистика
Сайт для людей с инвалидностью » Инвалидность, общество
Незрячий художник: реально?

06.09.2014

Незрячий художник: реально?

Ю. Нашивочников с группой "Храмовая стена"     Оказывается, реальность. Только не все об этом знают. Сложно себе представить слепого, берущего в руки кисть и садящегося за мольберт. Сложно, но возможно.

(на фото слева: Ю. Нашивочников с группой "Храмовая стена")

     И подтверждением тому может служить группа незрячих художников и скульпторов, вот уже много лет (с 1961 года при Ленинградской школе-интернате для слепых детей №1) существующая в Санкт-Петербурге под руководством замечательного русского художника и педагога Ю. А. Нашивочникова.

     Именно ему принадлежат разработки уникальных методик, которые в полной мере позволили людям, лишённым зрения, по-настоящему научиться рисовать и реализовывать себя в сфере изобразительного искусства.

     Попытки заниматься художественной деятельностью предпринимались незрячими и раньше. Впрочем, по большей части, они были неудачными.

     Проблема заключалась в том, что к процессу перенесения на холст запомнившихся предметов, черт, панорам и мыслеобразов приступали взрослые, сформировавшиеся мастера, по каким-либо причинам утратившие способность видеть.

     При этом они пользовались старыми приёмами и наработками, пригодными исключительно для тех, кто может осуществлять визуальный контроль за происходящим.

     Наиболее успешными примерами из данной области могут считаться художник В. И. Нечаев и скульптор Лина По. Ю. А. Нашивочников, набравший группу незрячих детей, желающих обучаться рисованию, поступил иначе: создал набор адаптированных методов, основанных на принципе постоянного тактильного контакта, возникающего между творцом и его будущим произведением.Л.В.Павлова

     Причём, в его студии на равных правах занимались как слепорождённые дети, у которых, помимо всего прочего, приходилось ещё развивать образное и абстрактное мышление, необходимое для любого художника, так и поздноослепшие, т.е. потерявшие зрение в старшем возрасте, а потому обладающие некоторыми представлениями об устройстве окружающего мира: о красках, формах, объёме, перспективе и т.д.

     Ежемесячно в помещении школы-интерната №1 для слепых детей г. Ленинграда, где был создан ИЗО-кружок, проводились отчётные выставки работ будущих художников.

     К деятельности Ю. А. Нашивочникова в этот период проявила активный интерес академия педагогических наук СРСР. На конференции, посвящённой вопросам улучшения системы обучения слепых и слабовидящих детей, руководителем академии были особо отмечены и высоко оценены заслуги Ю. А. Нашивочникова, и он вскоре получил удостоверение внештатного члена Академии педагогических наук, а его достижения были внесены в картотеку передового опыта Академии.

     С 1976 года ИЗО-кружок функционировал в рамках любительского объединения «Художник» при ДК им. Шелгунова Ленинградского общества слепых.

     В это время занятия проводились совместно со слепыми детьми и зрячими художниками, что, в свою очередь, не могло не способствовать активизации интегративных процессов и распространению широкого обмена опытом, приводящего ко взаимообогащению обеих сторон.

     А в 1991 году Ю. А. Нашивочников наконец-то сумел обосновать структуру и концепцию собственной художественной школы, получившей название «Храмовая стена».

     Впоследствии из числа тотально слепых участников коллектива образовалась группа вполне сложившихся художников, назвавшаяся «Группой Лины По». Это люди, имеющие цель в жизни и достигшие определённых высот в области изобразительного искусства.

     Они имеют собственное художественное направление, которое развивают, а также комплект специализированных техник, которые применяют в своей деятельности.

     Техники, используемые незрячими художниками, значительно отличаются от того, что мы привыкли называть живописью. И, тем не менее, это изобразительное искусство высокой пробы.

     Тем более важное и значимое, что картины, созданные руками незрячих мастеров, были представлены на нескольких популярных выставках и продемонстрированы в картинных галереях: в частности, на выставке 1990 года под девизом «Душа видит» в государственном музее истории города, а затем – в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

     Одной из учениц Ю. А. Нашивочникова – Л. В. Павловой (полная потеря зрения в 8 лет) – даже удалось благодаря этому получить статус члена союза художников Санкт-Петербурга, стать лауреатом премии «Филантроп» и организовать выставку авторских работ.

     Кроме Л. В. Павловой, к списку наиболее известных и прославившихся учеников Ю. А. Нашивочникова можно отнести Е. Фомину и Т. Куренкову – участниц международной выставки детского творчества в Монреале, выставки в Финляндии, а также Всесоюзной выставки народного творчества в Москве, где они были награждены дипломами первой степени.

Автор: Светлана Медведева 
Источник: shkolazhizni.ru

Категория: Инвалидность, общество | Смотр: 584 | Добавил: sv84 (06.09.2014) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 lora_grey_new   (19.01.2015 19:13)
я знаю молодого человека, который рисует ногами... это потрясающе!


1 kasella   (08.10.2014 13:51)
blink Я потрясена!
Уважаю таких Людей ! smile


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайные фразы
Основное правило — не дать сломить себя ни людям, ни обстоятельствам (Мария Склодовская-Кюри)
Поиск
Форма входа
Логин:
Пароль:
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:
Вы можете на сайте зарегистрироваться
или
войти
под своим логином



Наш опрос
Как Вы оцениваете удобство пользования нашим сайтом?
Архив Результат
Всего ответов: 1580
Наша кнопка