Меню
Общение
Статистика
Сайт для людей с инвалидностью » Инва - новости
Недобрые социальные услуги или, о Новом законе о соцобслуживании

12.08.2015

Недобрые социальные услуги или, о Новом законе о соцобслуживании

недобрые социальные услуги по-новому      Здравствуйте уважаемые читатели портала Inva-Life.ru. В июле стало известно о планах правительства ввести категории нуждаемости для получения социальных льгот и пособий.

      Такое предложение сформулировал Минфин, а Минтруд подготовил соответствующий законопроект.

      Речь идет о мере экономии бюджета: по идее чиновников, право на ряд льгот должны получать только те, кто действительно без них не обойдется. 

      Между тем, согласно действующему с января закону «Об основах социального обслуживания граждан», критерий нуждаемости уже действует применительно к социальным услугам – таким, как уход за пенсионерами на дому, временное проживание в приюте или путевка в санаторий по инвалидности.

      Получить их бесплатно теперь могут только те, кто докажет местному управлению соцзащиты, что они действительно необходимы.

      Об идее правительственных чиновников «НИ» ранее неоднократно писали. Напомним, в июле Минфин опубликовал доклад, из которого следовало, что многие россияне, которые получают льготы и пособия, относятся к нуждающимся категориям лишь формально, а на деле без помощи за госсчет вполне обойдутся.

     Вскоре стало известно, что Минтруд подготовил законопроект, согласно которому четырем категориям льготников, чтобы претендовать на госпомощь, придется получить документ о нуждаемости.

      Речь шла о пособиях на ребенка, о компенсациях за детсады, о мерах соцподдержки медработников и фармацевтов, о субсидиях на жилье сельским учителям. Позднее было решено отдать этот вопрос на откуп регионам.

      Предложение вызвало резкую критику общественников и экспертов: они усомнились, что оптимизация соцвыплат позволит сэкономить бюджет, зато нуждающимся придется столкнуться не только с новыми бюрократическими сложностями, но и с неизбежными злоупотреблениями: чиновники будут заинтересованы в том, чтобы при любой возможности не выдавать льготнику документ о нуждаемости.

      Между тем категория нуждаемости с недавнего времени действует применительно к социальным услугам.

     С января в России вступил в силу федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан».

      В соответствии с ним бесплатные социальные услуги гражданину отныне оказываются не по факту отношения к льготной категории, а в связи с индивидуальной нуждаемостью.

      Кто заслуживает помощи из бюджета, а кто – нет, решают районные и городские управления соцзащиты населения (УСЗН). Критерии нуждаемости закреплены в подзаконных актах регионов.

      Что касается платных социальных услуг, то их по закону могут оказывать не только бюджетные и казенные учреждения, но и коммерческие предприятия по договору с муниципальными властями.

      Порядок оказания платных услуг утверждают регионы – в некоторых субъектах, например в Москве, они появились еще до вступления в силу 442-ФЗ.

      И платными, и бесплатными могут быть, например, покупка продуктов и лекарств, кормление, уборка, гигиенические процедуры и сопровождение на улице пожилого одинокого человека; предоставление медоборудования, путевки в санаторий или лагерь для ребенка-инвалида.

      Список категорий, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, в каждом регионе свой, однако большинство пунктов пересекаются. В Москве, например, бесплатную соцпомощь могут получить следующие граждане: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, войн с Финляндией и Японией; их вдовы и вдовцы, не вступившие в повторный брак; труженики тыла; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и гетто; жители блокадного Ленинграда; инвалиды детства, а также лица, подвергшиеся насилию (последняя категория считается нуждающейся в бесплатной соцпомощи только в столице).

      То есть претендовать на помощь, полностью оплаченную из бюджета, может только очень ограниченное число получателей соцуслуг.

      Однако даже тем, кто очевидно относится к одной из этих категорий, подчас оказывается сложно убедить чиновника УСЗН в необходимости определенной услуги.

      Несколько месяцев назад корреспонденту «НИ» поступила информация о ситуации, сложившейся в столичном кризисном центре для женщин и детей на улице Дубки. «С начала весны услуги, которые раньше оказывались всем категориям населения бесплатно, оказываются либо за деньги, либо по предоставлению пакета документов в РУСЗН (районное управление социальной защиты населения).

      Набор необходимых документов может различаться в разных районах Москвы, в некоторых РУСЗН совершенно откровенно стараются не признавать право обратившихся к ним граждан на бесплатную помощь», – рассказала одна из волонтеров центра.

      Кроме того, по словам сотрудников центра, в организации после вступления в силу 442-ФЗ в разы увеличилось количество бумажной волокиты и, соответственно, выросла трудовая нагрузка.

      В столичном департаменте соцзащиты населения «НИ» тогда заявили, что «волонтеры не имеют полной информации и не отвечают за организацию работы в центре».

      Информацию об отказах в нуждаемости со стороны управлений соцзащиты в ведомстве не подтвердили, поскольку «из письма не следует, о каких РУСЗН идет речь и в отношении каких лиц».

      А на утверждение, что чиновники навязывают пострадавшим платные услуги, в департаменте ответили, что «ГБУ «Центр помощи женщинам и детям» работает в соответствии с федеральным и московским законодательством».

      Кроме того, там пояснили, что некоторые так называемые «срочные социальные услуги» могут оказываться женщинам без документов из РУСЗН и договора о предоставлении социальных услуг: это, в частности, горячее питание, обеспечение продуктами и предметами первой необходимости, временное жилье, экстренная помощь психолога и юриста.

      В каких случаях речь может идти именно о срочных социальных услугах, чиновники не пояснили.

     На прошлой неделе прокуратура Новодвинска Архангельской области сообщила, что суд постановил выделить ребенку-инвалиду путевку в санаторий. С соответствующим иском в суд обращалась прокуратура, куда мать мальчика пожаловалась на отказ в соцуслуге.

      Ребенка не сочли нуждающимся в бесплатной путевке; в суде чиновники местной соцзащиты и фонда социального страхования объяснили это недостатком финансирования. Оспорить отказ удалось только через суд.

      Родители детей-инвалидов Свердловской области в апреле этого года не смогли получить средства реабилитации – инвалидные коляски, пеленки и подгузники. Мать ребенка, страдающего тяжелой формой ДПЦ, Светлана Запятина сообщала в интервью местным СМИ, что за четыре месяца получила только 33 пеленки вместо 1200, подгузников не получила вовсе; коляску, из которой мальчик уже вырос, не заменили.

      В нуждаемости ей не то что отказали – власти просто не стали отвечать на ее заявку. Руководство местного фонда социального страхования объясняло происходящее сокращением финансирования на 66%; однако на вопрос матери, где же хотя бы 44% положенной помощи, ответа так и не последовало.

      Подавляющее большинство получателей социальных услуг не подпадает под критерии нуждаемости и вынуждены за них платить, при этом тарифы регионы устанавливают на свое усмотрение.

      Так, большой скандал этим летом вызвало августовское повышение тарифов на соцуслуги в Волгоградской области: покупка хлеба для одинокого пенсионера, например, обойдется ему в 40 рублей, а транспорт на один час – в 173,3 рубля. Депутат облдумы Михаил Таранцов по этому поводу направил обращение губернатору: «Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и в Волгоградской области, серьезную озабоченность вызывает необоснованность и несвоевременность введения в действие с 1 августа приказа комитета, – отметил парламентарий. – Даже самые распространенные и востребованные социально-бытовые услуги – уборка жилых помещений, вынос мусора, обеспечение книгами, приготовление пищи, кормление, оплата услуг ЖКХ и связи, сдача вещей в стирку и химчистку, обеспечение водой, отправка почты, гигиенические процедуры и т.д. – подорожали от полутора до 38 раз».

      В местном комитете соцзащиты населения в ответ лишь напомнили, что людям, чей доход ниже полутора прожиточных минимумов, за соцуслуги платить не придется.

      А жители Ногинска несколько месяцев назад протестовали против семикратного роста тарифов: помощь соцработника в мытье головы, например, стала стоить 235 рублей, покупка лекарств – 117 рублей, вызов неотложки – 236 рублей.

      Центр «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в июле провел мониторинг новшеств, связанных с ФЗ-442, и пришел к выводу, что «темпы, которыми региональные власти претворяют в жизнь положения закона, все еще остаются крайне недостаточными».

      Самую большую критику вызвали горячие линии социальных органов, «организация которых является одним из ключевых пунктов информационно-разъяснительной работы с населением, рекомендованных Министерством труда и социальной защиты».

      Выяснилось, что большинство сотрудников не отличаются достаточной компетентностью и чаще всего просто «футболили» обращающихся к властям. Активисты также провели соцопрос и выяснили, что изменения в оказании социальных услуг заметили 29% респондентов, причем одним из самых заметных эффектов закона стало изменение стоимости услуг (36%) и соотношения платных и бесплатных услуг (28%).

      Кроме того, из опроса «также следует, что до сих пор многие граждане, которые по закону № 442 имеют право на получение соцуслуг, даже не догадываются об этом», – отмечали в ОНФ.

      И все же главная проблема 442-ФЗ в том, что он не выполняется, говорят эксперты, опрошенные «НИ». «Есть проблемы с качеством услуг, – рассказывает член Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова. – Закон был нацелен в том числе на подключение негосударственного сектора к соцуслугам для создания конкуренции. Но бизнес не идет в эту сферу совершенно.

      Мы сейчас пытаемся понять почему. С одной стороны, какой-то большой прибыли им ожидать трудно. С другой – для них даже налоговые льготы предусмотрены. Еще одна проблема – регионы предъявляют завышенные требования к поставщикам этих услуг. Например, у таких НКО уже должны быть какие-то госконтракты. Так что даже НКО, которые хотели бы оказывать соцуслуги, часто не могут этого делать», – поясняет общественница.

      «Очевидно, что пока закон не заработал так, как должен, – говорит глава РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Прошло семь месяцев. По некоторым конкретным ситуациям можно судить, что есть улучшения. Например, звонит семья многодетная, в очень тяжелой ситуации – так ей предложили и активно оказывают соцпомощь даже без подписания договора.

      С другой стороны – страшный нижегородский случай (на прошлой неделе житель города Олег Белов убил шестерых детей, жену и мать. – «НИ»). Информация о неблагополучии семьи поступала очень долго. Где была соцзащита? Наверняка опека, как всегда, приходила раз в месяц, и всё», – говорит «НИ» правозащитник.

     По его мнению, за неисполнение закона должна быть административная ответственность и наказание вплоть до дисквалификации чиновников.

автор: Маргарита Алехина

Источник: Новые Известия

Категория: Инва - новости | Смотр: 431 | Добавил: sv84 (12.08.2015) | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайные фразы
Не важно, какой у человека диагноз. Важно относится к нему с уважением, и дать возможность достойно жить. (Мария Цыбульская)
Поиск
Форма входа
Логин:
Пароль:
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:
Вы можете на сайте зарегистрироваться
или
войти
под своим логином



Наш опрос
Как Вы оцениваете удобство пользования нашим сайтом?
Архив Результат
Всего ответов: 1581
Наша кнопка