Меню
Общение
Статистика
Сайт для людей с инвалидностью » Разное
«АКРОПОЛЬ» В Москве

19.03.2014

«АКРОПОЛЬ» В Москве

Автор: Георгий Инговатов.
«АКРОПОЛЬ» В Москве
 
   Не одно столетие зрители в восхищении замирают перед Венерой Милосской… Фигура богини любви лишена рук, покрыта щербинами, но однажды увидев ее, никто не может забыть совершенства ее гордого образа. 

   Легкий наклон небольшой головы на стройной шее, одно плечо чуть приподнято, другое немного опущено, гибкий, изогнутый стан. Нежность и мягкость кожи оттенена соскользнувшей на бедра накидкой. Невозможно оторвать взгляд от пронизанной женственностью и лиризмом скульптуры, ни на минуту не сомневаясь, что перед глазами совершенство - богиня любви.

  Паросский мрамор скульптуры, придаёт телу светлую лёгкость, достойную высших достижений классицизма. Считается, что руки скульптура потеряла во время споров между французами и турками за обладание ей. Но этот физический недостаток отнюдь не уменьшил ее привлекательность… 

  В жизни, однако, чаще бывает наоборот. Люди с физическими недостатками сделаны не из мрамора и, нередко испытывают на себе отнюдь не восхищенные, а косые, недоброжелательные взгляды. Это вынуждает их подделываться под общий шаблон, прятать, маскировать свои особенности и только совсем недавно к инвалидам или, как принято сегодня говорить, к лицам с ограниченными физическими возможностями стали относиться терпимее, проявлять о них больше заботы, создавать условия для их более-менее комфортного существования. 
  
  Пока это лишь робкая тенденция гуманизации отношения общества к таким людям. Процесс этот идет медленно, со скрипом, наталкивается на косность мышления, предрассудки, технические проблемы. 

   Но сдвиги налицо – множатся примеры организации безбарьерной среды обитания, оборудуются специальными подъемниками транспортные средства, быстрыми темпами развивается протезирование, новые типы электронных устройств разрабатываются для глухих и слабовидящих. 
  
  Появляются идеи создания специальных кварталов в городах и весях, где будут все необходимые условия для повседневной жизни, учебы, труда и отдыха людей с ограниченными возможностями.  

  Весомый вклад в этот процесс вносят общественные организации инвалидов, участники паралимпийского движения. Своими убедительными победами спортсмены-паралимпмйцы демонстрируют не только силу духа и физическое мастерство, но и привлекают внимание публики к своим специфическим заботам и проблемам. Сам факт проведения первой паралимпиады в России дает основание надеяться на дальнейшее положительные изменения отношения к инвалидам.

  Конечно, спорт не единственная стезя, где могут проявить себя люди с ограниченными возможностями. Стоит, например, упомянуть успехи отечественных участников конкурсов бальных танцев на колясках, собирающих на свои выступления полные залы зрителей.  
  
  Признание публики завоевал смотр работ дизайнеров «Безграниц Couture», проходящий ежегодно в Москве в рамках международной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество». Для участия в нем также широко привлекаются «альтернативные модели». 

  Вместе с тем, примеры открытой или замаскированной дискриминации еще встречаются. Недавно появился клип, в котором известная модель Наталья Водянова бежит на спортивном протезе. За кадром ее голос: «Что, если бы жизнь послала мне такое испытание, что двигаться вперед стало сложно? Хватило бы у меня сил, чтобы продолжить жить?»

  Cкажу откровенно, мне не понятны мотивы авторов клипа, подвергших Водянову, «электронной ампутации» голени. Конечно, в реальной жизни от подобного никто не застрахован. Но гораздо убедительней и без фальсификаций выглядел бы реальный спортсмен – ампутант. 

   По другому пути пошли организаторы фотовыставки «Акрополь: как я нашел свое тело», которая открылась 11 марта 2014 года в Москве. По времени она также совпала с паралимпиадой, и ее появление было весьма к месту по актуальности темы. Выставка состоялась на престижной площадке «Телеграфа» на Тверской и стала заметным событием в рамках фестиваля «Безграниц: тело, общество, культура», который начинает приобретать уже традиционный характер. 
   
   Нынешний фестиваль имеет и важное общекультурное значение. 
   
   «Учась воспринимать классическую скульптуру, европейская цивилизация смогла преодолеть предубеждения самого разного толка, - например, предубеждение перед наготой, - говорит один из организаторов выставки писательница Линора Горалик. - Мы смогли научиться видеть красоту в том, что нас беспокоило. Задача «Акрополя», ставящего в один ряд надколотые, «неполные» греческие статуи и тела наших моделей с инвалидностью, - это попытка предложить сделать усилие и увидеть, что красота не обязательно подразумевает две руки и две ноги (кстати, и статуи когда-то пытались «чинить» - чего выставлять обломки? Теперь эта мысль кажется нам дикой). Можно увидеть красоту во фрагменте и понять произведение как единое целое. Мы хотели бы предложить людям увидеть другую красоту, другую эстетику. Но мы понимаем, что для этого нужно приложить физическое и интеллектуальное усилие».

   Фестивальные акции призваны привлечь внимание широкой публики к серьезному откровенному разговору о положении инвалидов в современном мире. Особенность этого диалога в том, что программа фестиваля предусматривает не только выставки, лекции, мастер-классы, но и использование образных форм, принятых в искусстве.

«АКРОПОЛЬ» В Москве

   Смысл проекта «Акрополь» - воссоздать из живых моделей древнее, порушенное временем панно известное, как Пергамский алтарь, или алтарь Зевса. 
   
   Это произведение эллинского периода, один из самых значительных памятников, сохранившихся до наших дней. Название его происходит от места создания —  столицы Пергамского царства в Малой Азии. Алтарь был воздвигнут в честь победы над врагом – галлами (галатами), вторгшимися в Малую Азию.  

   По наиболее распространённой версии, он был сооружен во времена царя Эвмена II в период между 180-159 г.г. до н.э. Считается, что алтарь посвящён Зевсу, по другой версии — двенадцати богам - обитателям Олимпа», царю Эвмену II, Афине и Зевсу.

Акрополь в Москве

   Мраморные фризы алтаря представлены в Пергамском музее  в Берлине. После Второй мировой войны алтарь хранился в СССР в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал. В 1958 году алтарь в порядке жеста доброй воли был возвращен в Берлин. По договоренности, с него были сняты гипсовые слепки, которые находятся в России.

   Съемки воссоздания «живой» композиции алтаря проходили в киностудии «Главкино». По словам фото-продюсера Елены Каширской, «cамой сложной частью работы было «выложить из участников общую композицию, выстроить ими, как конструктором, цельную картину. 
   
   Когда модели в гриме подошли к площадке, стилист Жанна Гуреева, на секунду замерев, сказала: «Хорошо, а теперь снимайте халаты и ноги и идите сюда!», мы впятером с фотографом и визажистами приступили к работе. Это был очень длинный и кропотливый процесс: к тому моменту, как десятый человек был подкрашен, и правильно повернут, первый давно уставал лежать, поворачивался на другой бок или терял набедренную повязку. 
   
   К счастью, модели были с нами терпеливы, и за несколько часов все получилось». Автор панно, фотограф Ира Бордо, рассказывает, что для нее главной задачей было сделать максимально продуктивно свою работу и попытаться донести красоту участников.

На вопросы портала «ИНВА-ЛАЙФ» отвечает одна из моделей «<strong>Акрополя</strong>» Алена Волохова
 
На вопросы портала «ИНВА-ЛАЙФ» отвечает одна из моделей «Акрополя» Алена Волохова.

   Идея проекта принадлежит  Янине Урусовой. На глаза ей попался плакат с изображённым на нем фрагментом Пергамского алтаря. «В одно мгновение в голове сложилась связь между античными статуями, перед чьей красотой в нашей культуре принято преклоняться, и телами людей с инвалидностью, от которых мы предпочитаем отворачиваться», — вспоминает Урусова. 

   «Это визуальное сходство породило идею о том, что через параллель с красотой античных статуй можно предложить посмотреть на людей с «иными» телами по-новому: без страха и неприязни перед этой «инаковостью». Мне кажется, так можно поменять привычное восприятие людей с «иным» телом, исторически сложившееся в обществе».

   Олеся Владыкина, двукратная олимпийская чемпионка по плаванию, зажигавшая факел Паралимпиады в Сочи, рассказала: «Когда я узнала о проекте «Акрополь», мало сказать, что я была восхищена идеей и силой замысла, в моей душе появилась надежна, что ВОТ ОНО, ТО САМОЕ, способное изменить мир, восприятие людей, сломить укоренившиеся предрассудки и барьеры в сердцах людей, вызвать самые настоящие, сильнейшие эмоции. Мне посчастливилось быть среди исполнителей в пробных съёмках и лично познакомиться с другими участниками проекта. Сейчас, видя какая вселенская работа была проделана, и видя финальные результаты, хочется воскликнуть: «Мы это сделали! И это прекрасно!» Самое лучшее, на мой взгляд, что «Акрополь» способен вытащить из людей их подлинные чувства, разнообразие эмоций, заставить заглянуть вглубь себя, своих страхов. Он позволяет задать вопросы и решиться найти ответы на очень серьёзные вопросы об этой невероятной, многогранной жизни».
 
участники проекта на открытии выставки
Участники проекта на открытии выставки

   Реализация столь масштабного проекта, как «Акрополь» говорит о том, какими значительными человеческими ресурсами должны были располагать его авторы. Среди участников, позировавших в ходе съемок, известные спортсмены, актрисы, общественные деятели, модели… 

   В этом, кстати, отразился несомненный факт – в мире  «альтернативных моделей» сегодня складывается лидерство выходцев из СССР. Именно они поддерживают высокую планку в борьбе за права инвалидов, за высокие достижения в спорте, в обеспечении достойной повседневной жизни людей с ограниченными возможностями. 

   Среди них паралимпийская чемпионка Олеся Владыкина, общественная деятельница Алена Волохова, актриса, модель Вероника Скугина, хореограф, модель Елена Чинка, чемпион мира по атлетическому парафитнесу и культуризму Настя Белковская, а также известные под артистическими псевдонимами «Виктория Модеста», «Натали», «Юлия», «Джессика» и другие.

   Они задают тон и в спорте, и в социальных делах, и покоряют зрителей своим артистизмом, пластикой, «другой красотой», внося в нашу жизнь тонкий аромат эротики и привлекательности. 
    
   Кто-то верно заметил: чтобы в обществе складывалось правильное отношение к такой его собственной части, как инвалиды, необходимо, чтобы они сами активно участвовали в формировании такого отношения. Кажется, что прошедшая выставка правильный шаг в этом направлении.

     Автор выражает признательность Марине Кулик за помощь в работе над этими заметками.
     
                                                    Использованы материалы сайта «Безграниц»  

автор: Георгий Инговатов
geoleo1920@mail.ru
Категория: Разное | Смотр: 1677 | Добавил: Alla (19.03.2014) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 rajko   (19.03.2014 17:17)
Очень познавательный и актуальный материал прекрасно дополняющий победы наших паралимпийцев!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Случайные фразы
Упавший духом гибнет раньше срока (Омар Хайям)
Поиск
Форма входа
Логин:
Пароль:
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:
Вы можете на сайте зарегистрироваться
или
войти
под своим логином



Наш опрос
Что такое счастье, как ВЫ думаете?
Архив Результат
Всего ответов: 4926
Наша кнопка